Ассоциация
туриндустрии Камчатки
Объединение профессионалов сферы туризма
© Калинин Ю. Г.

Новости


26.03.2020
Внеочередное собрание членов АТИК
В связи с пандемией по коронавирусу COVID-19 мировой турбизнес испытывает тяжёлые времена. Члены Ассоциации туриндустрии Камчатки собрались для обсуждения сложившейся ситуации, мер поддержки туристическому сообществу со стороны государства, обсуждения планов по работе отрасли после карантина, в частности, борьбе с нелегалами в области туризма.
Основные проблемы организации морских прогулок в туристической отрасли Камчатского края
В силу наличия рекреационного потенциала полуострова Камчатка и роста въездного и внутреннего турпотока туризм справедливо признан перспективной отраслью экономики Камчатки. Одним из важных секторов камчатского туризма является организация морских прогулок и экскурсий по акватории Авачинской бухты, к острову Старичков и в бухту Русскую. Легальная коммерческая перевозка туристов осуществляется 20 маломерными катерами длиной до 20 метров, владельцы которых поставили суда на учёт в морском Регистре судоходства, под контролем капитана порта Петропавловска-Камчатского, на основании лицензии Министерства транспорта РФ на морские пассажирские перевозки. Легальные маломерные перевозчики являются представителями малого бизнеса, зарегистрированы в налоговых органах как ИП (ООО), Реестре туроператоров (турагентов), оформили страхование всех пассажиров на борту, соблюдают требования морского Регистра судоходства по безопасности, вносят существенный вклад в развитие перспективного для Камчатского края въездного туризма и создают мультипликативный эффект для развития смежных отраслей экономики.

Ввиду экстремальных климатических условий Камчатки благоприятный период для организации морских прогулок по Авачинской бухте, к острову Старичков и в бухту Русская - с 15 июля по 15 сентября. Основные факторы риска для организации морских прогулок: штормовая погода с запретом выхода в море для маломерного флота, закрытие рейда во время военных учений, высокая волатильность турпотока. Туристические программы подтверждаются российским и зарубежным партнерам за несколько месяцев. Часто выход в море с туристами на борту в сезон невозможен из-за штормовой погоды и тумана. Кроме того, с учетом приоритета движения военных кораблей по акватории Авачинской губы и за линией мысов на время проведения учений рейд закрывается для движения всех гражданских судов. Как следствие, малый бизнес, задействованный на легальных перевозках маломерными катерами, несёт крупные издержки, выплачивая компенсации и штрафы за невыполнение согласованных программ.

Российское регулирование в сфере осуществления коммерческих пассажирских перевозок маломерными судами признает только один класс маломерного судна от 0 до 20 метров длиной с разрешённой пассажировместимостью до 12 человек, включая членов экипажа. При этом общепринятые международные нормы безопасности мореплавания предполагают несколько параметров определения пассажировместимости, обусловленные конструктивными особенностями конкретного судна. На практике данное противоречие приводит к необоснованному опасному перегрузу условно «малых» маломерных судов длиной до 10 метров и недогрузу условно «больших» маломерных судов длиной 15-20 метров.

С 2018 года Законом Камчатского края транспортный налог на маломерные суда, в т.ч. и состоящие на учёте в морском Регистре судоходства, повышен в 1,5 раза. С 2019 года ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» взимает портовые сборы с маломерных судов, осуществляющих легальные пассажирские перевозки за линию мысов Авачинской губы. Расчёт сборов ведётся по условному объёму судна и в среднем составляет 500 рублей за одно пересечение. Таким образом, расходы только на портовые сборы могут составить на 1 катер до 60 тысяч рублей в месяц. При этом портовые сборы с катеров, состоящих на учёте в ГИМС, не взимаются.

Содержание и обслуживание маломерного судна является дорогостоящим занятием. Ввиду этого, практически все маломерные суда, состоящие на учёте в ГИМС как «для использования в личных целях» занимаются возмездным извозом туристов (часто – с риском для жизни пассажиров). Такая нелегальная коммерческая деятельность без уплаты налогов в бюджет обычно проводится под предлогом извоза друзей. Вместе с тем, легальные перевозчики несут высокие расходы: налоги, заработная плата экипажу, страхование пассажиров, стоянка, средства безопасности на море. Таким образом, законопослушные предприниматели ставятся в заведомо неблагоприятное положение по отношению к нелегальным перевозчикам, в массовом порядке осуществляющим такие же морские прогулки на коммерческой основе. В условиях отсутствия какого-либо контроля незаконной предпринимательской деятельности, ведущейся нелегальными морскими перевозчиками по демпинговым ценам, взимание портовых сборов с владельцев легальных маломерных судов фактически сведёт на нет развитие данного сектора туризма Камчатского края.

Вместе с тем, экстремальные климатические условия формируют ряд угроз для жизни и безопасности туристов при пользовании услугами нелегальных морских перевозчиков.

В действующих программах поддержки субъектов малого бизнеса и развития туризма Камчатского края морской транспорт отсутствует. Легальные перевозчики на маломерных судах оплачивают стоянку на воде и на суше на общих основаниях с судами, подотчётными ГИМС.

Таким образом, в целях поддержки малого бизнеса, развития морского туризма, снижения цен на туристский продукт и издержек легальных судовладельцев, увеличения налоговых отчислений в бюджет, создания новых рабочих мест, повышения уровня безопасности и комфорта туристов на морских прогулках, необходимо следующее:

1. Разрешить в период закрытия рейда движение 20 маломерных катеров, осуществляющих легальную коммерческую перевозку туристов, в стороне от основного фарватера в соответствии с «Правилами плавания судов в Авачинской губе».

2. Разрешить стоянки маломерным судам, имеющим лицензии Минтранспорта на пассажирские морские перевозки, в бухте Лагерной и Безымянной на случай чрезвычайной ситуации.

3. Разрешить количество пассажиров и членов экипажа на борту в соответствии со следующими подкатегориями маломерных судов, осуществляющих коммерческую перевозку:

- «малый» длиной до 10 метров – до 10 пассажиров и членов экипажа.

- «средний» длиной от 10-15 метров – до 15 пассажиров и членов экипажа.

- «большой» длиной от 15 до 20 метров – до 18 пассажиров и членов экипажа.

4. К маломерным судам, состоящим на учёте в Морском регистре судоходства РФ, получившим лицензию Министерства транспорта Российской Федерации на морские пассажирские перевозки, зарегистрировавшим ИП (ООО) в налоговых органах, новые повышенные ставки не применять, а исчислять транспортный налог по действовавшим ранее ставкам.

5. Применить понижающий коэффициент при исчислении портовых сборов с лицензированных маломерных судов, оказывающих услуги по организации морских прогулок для туристов.

6. Внести в существующие программы поддержки малого и среднего бизнеса положения, предусматривающие получение субсидии из бюджета Камчатского края, в т.ч. по программам лизинга, на приобретение новых моторных катеров для организации морских прогулок с туристами.

7. Предоставить в приоритетном порядке места для зимней (на суше) и летней (на воде на период навигации) стоянки легальных маломерных катеров по льготным расценкам.

8. Осуществлять систематические проверки маломерных катеров, состоящих на учёте в ГИМС, на предмет осуществления незаконной предпринимательской деятельности в виде перевозки туристов на коммерческой основе (совместно: водная полиция, ГИМС, капитан порта, пограничники). В ходе рейдов на морских маршрутах проверять наличие лицензии Министерства транспорта Российской Федерации на пассажирские морские перевозки и наличия страхования всех людей на борту.

Встреча туроператоров
16 января 2019 года прошла встреча туроператоров — участников Ассоциации Туристической Индустрии Камчатки (АТИК) с представителями Исследовательского Института Номуры (Япония), по вопросам развития въездного туризма в Камчатский край из Японии.

Обсуждались вопросы продвижения Камчатки в Японии, привлечения молодых людей из Японии к поездкам на Камчатку, положение дел в настоящее время. Представители туроператоров дали свои предложения по развитию и продвижению японского туризма в Камчатском крае. На встрече с г-ном Камияма присутствовали такие крупные туроператоры Камчатского края как Камчатинтур, Ред Риверз, Траверс-тур, Марина-тур, Орлан и другие.

Японская сторона получила полное представление о приеме японских туристов в Камчатском крае и надеемся что подобного рода «обратная связь» с министерством Японии, отвечающим за туризм продолжится и принесёт результаты в виде увеличения числа японских туристов, отдыхающих на Камчатке.
Камчатский турбизнес открывает полуостров профессионалам российского турсообщества
Ассоциация Туриндустрии Камчатки (АТИК) приняла активное участие в организации информационного тура на полуостров одного из ведущих российский туроператоров TUI Россия. В состав делегации входили руководство и сотрудники TUI Россия, представители около 50 туристических агентств, представители Ростуризма, туристических общественных объединений. Прием группы из более чем 65 участников проходил при финансовой поддержке правительства Камчатского края и камчатского туристического бизнеса.

Идея проведения информационного тура для представителей российского турбизнеса возникла в конце 2016 года, когда Агентством по туризму и внешним связям Камчатского края и Ассоциацией Туриндустрии Камчатки обсуждался вопрос о необходимости продвижения зимнего туризма на Камчатку. Не секрет, что основная масса туристов посещает наш край в короткий летний период, в то время как интересные зимние туры пока не пользуются большой популярностью.

Представителями Ассоциации был предложен вариант проведения информационного тура с участием и агентства по туризму и местного турбизнеса, который взял на себя затраты на экскурсионное обслуживание и часть организационных вопросов.

В марте 2017 года идея предоставить возможность российскому турсообществу своими глазами увидеть великолепный потенциал зимней Камчатки была озвучена во время встречи в Москве камчатского турбизнеса с представителями Ростуризма и крупных российских туроператоров. В дальнейшем один из туроператоров, а именно - TUI Россия - поддержал инициативу и в январе 2018 года организовал приезд на Камчатку внушительной делегации.

По отзывам участников, поездка впечатлила и удивила их. Несмотря на непредсказуемую камчатскую погоду, местным туроператорам удалось показать зимние красоты Камчатки в полном объёме. Гости посетили подножия Авачинского и Корякского вулканов, национальные стойбища, покатались на собачьих упряжках, совершили вертолетную прогулку над вулканами, вышли на морскую прогулку по Авачинской бухте, посетили горячие термальные источники и музей Вулканариум. Не обошлось из без приключений – в Авачинской бухте буксиру пришлось помогать теплоходу «Алмаз» с туристическим десантом на борту преодолевать необычно толстый слой льда. От пережитого у гостей буквально захватывало дух.

В приеме делегации, безвозмездно предоставив свои услуги, приняли непосредственное участие члены Ассоциации: ООО «Камчатка Трэвел Групп», ООО «Кречет Камчатка», ООО «Ред Риверз», ООО «Альпика», ООО ТК «Камчатинтур», ООО «Витязь-Тревел», КГБУ «ТИЦ» (отдельное спасибо сотруднику ТИЦ Марии Базаевой), а так же другие туроператоры и игроки камчатского рынка: ООО «Бриз» (теплоход «Алмаз»), ООО «Камчатка Дискавери», ООО «Затерянный мир», ООО «Абориген-тур» (стойбище Кайныран), питомники ездовых собак «Камчадал» и «Снежные псы», музей Вулканариум, ООО «Камчатка Комфорт». Со значительными скидками в организации поездки участвовали члены АТИК: ООО ГК «Петропавловск» и ООО «Спутник-Камчатка» (гостиница Бел-Кам-Тур), а также ОАО Гостиница «Авача».

По итогам визита делегации, как сообщалось ранее, правительство Камчатского края и компания TUI Россия заключили соглашение о взаимодействии в сфере развития внутреннего и въездного туризма. Представители АТИК и камчатского турбизнеса «вживую» познакомились с коллегами и будущими партнёрами, обсудили детали и особенности камчатского турпродукта, а также планы дальнейшего сотрудничества по продвижению Камчатки среди российских и иностранных туристов.

Благодарим всех откликнувшихся на призыв достойно представить волшебную зимнюю Камчатку нашим уважаемым гостям и призываем все туристические компании Камчатки вступать в Ассоциацию для совместного продвижения взаимовыгодных проектов.
Встреча в Правительстве Камчатского края
В декабре 2017 года Ассоциация Туриндустрии Камчатки (АТИК) направила губернатору Камчатского края Владимиру Илюхину обращение с предложением провести встречу с представителями туристического сообщества Камчатки в связи с появившимися в СМИ сообщениями о возможных кадровых изменениях в руководстве камчатским туризмом.

11 января 2018 года на встречу в Правительстве Камчатского края были приглашены руководители ведущих туристических компаний полуострова. На встрече присутствовали члены АТИК: «Кречет-тур», «Витязь-трэвел», «Дилижанс Камчатка», «Камчатское бюро путешествий», «Орлан Камчатка», «Снежная долина», «Камчатинтур», «Ред Риверз», «Спутник-Камчатка» и некоторые другие компании, на сегодняшний день не являющиеся участниками Ассоциации.

На встрече заместитель Председателя Правительства Алексей Войтов, который с недавних пор курирует вопросы туризма, официально представил нового руководителя Агентства по туризму и внешним связям Алёну Стратонову, назначенную губернатором на эту должность с 16 января 2018 года. Алексей Войтов подчеркнул, что в соответствии с действующим законодательством процедура согласования назначения руководителя Агентства с профессиональным туристическим сообществом не предусмотрена. Алёна Стратонова не имеет опыта работы в туризме, однако, она любит Камчатку, увлекается рыбалкой и «справится со своими обязанностями», поэтому её кандидатура обсуждению не подлежит.

На встрече со стороны Правительства присутствовал Иван Капралов, руководитель вновь созданного на средства Камчатского края акционерного общество «Камчатский турист». Иван Капралов ранее руководил морским торговым портом. Иван Капралов рассказал о планах АО развивать туристическую инфраструктуру на полуострове, тем самым поддерживая туристический бизнес.

Представители АТИК высказали определённую озабоченность туристического сообщества, касающуюся участия представителей турбизнеса в крупных мероприятиях Камчатского края, проводимых как на территории Камчатки, так и за её пределами, проведения консультаций с представителями Ассоциации, имеющими многолетний опыт развития туризма на Камчатке, по ключевым вопросам регулирования отрасли, а также опасения относительно возможного создания конкуренции на рынке туристических услуг со стороны вновь созданного бюджетного предприятия.

Алексей Войтов заверил присутствующих, что руководство туризмом Камчатки будет внимательно прислушиваться к мнению профессионального сообщества при организации и проведении крупных выставочных и иных мероприятий, проводить консультации, в т. ч. в рамках предусмотренного законодательством Камчатского края Общественного совета при Агентстве по туризму и внешних связей Камчатского края, приложит усилия к недопущению недобросовестной конкуренции в ущерб работающим туристическим компаниям.

Встреча прошла в непринуждённой, дружественной обстановке. Стороны пришли к согласию, что диалог с АТИК в таком формате необходимо продолжить в будущем.

Необходимо отменить что за последние месяцы кол-во членов Ассоциации значительно увеличилось. Ассоциация Туриндустрии Камчатки приглашает в свои ряды туристические компании края для совместного представления интересов турбизнеса в диалоге с властями и решения актуальных проблем камчатского туризма.